Из истории Таро

В литературе, посвященной Таро, приводится множество легенд, уводящих в глубокую древность. Их создание приписывают и Тоту, писцу богов, и великому посвященному автору Изумрудной скрижали Гермесу Трисмегисту. Родиной Таро называют Египет, Индию и Марокко, и даже таинственную Атлантиду.

В одной из наиболее распространенных легенд древнеегипетские жрецы, желая передать тайные знания грядущим поколениям, зашифровали их в символах Таро, понятных только посвященным. Колода в виде 78 пластин хранилась в Александрийской библиотеке и чудом уцелела в знаменитом пожаре в 47 г. До н.э. По другой версии 78 картин Таро были расположены в подземной галерее древнего египетского храма и служили для обучения неофитов основам тайного знания.

Есть также вариант этой легенды, в котором говорится о том, что группа мудрецов, предвидевших нависшую над Египтом опасность, собралась в городе Фес. Поскольку мудрецы съехались из разных стран, и общаться на одном языке им было сложно, они создали некий символический язык, систему, сохранившую древние знания, и доступную исключительно тем, кто обладает достаточным образованием и высокой нравственностью. Уцелевшее благодаря их прозорливой предусмотрительности Таро попало в Рим, где и сохранилось до эпохи Христианства.

Существуют две версии проникновения Таро в Европу. Обе неоднозначны, обе имеют некоторые нестыковки во времени. Первая утверждает, что Таро привезли с собой кочующие цыгане. В начале XV века, когда Тамерлан изгнал их из Индостана, таборы стали массово передвигаться в сторону Европы, и упоминания об их появлении в Париже относятся к 1427 году.

Однако Таро к этому времени уже бытовали в Европе. Первые достоверные упоминания о них относятся к раннему Возрождению.

Они уже были известны монаху-алхимику Раймону Луиллю, жившему с 1235 по 1315 годы.

В архивах города Берн, в частности в его Кодексе, упоминается запрет на игру в Таро, датируемый 1367годом.

В 1392 году Жаклен Григонье создал для «увеселения нашего несчастного короля Карла VI» три позолоченных колоды. Их фрагменты, уцелевшие до наших дней, хранятся в Лувре.

Итальянский летописец Ковецулло сообщает о том, что в конце XIV века в их краях появилась игра из страны сарацин и называющаяся «Naib».

А в первой половине XV века кардинал Бонифацио Бембо во время путешествия по Египту якобы находит и описывает 78 бронзовых табличек с изображенными на них образами и числами. Сами таблички были утеряны, но Бембо, переносит эти рисунки на карты, выполненные по заказу герцога миланского, и дарит их к свадьбе Франческо Сфорца с Бьянкой Марией Висконти. (1432г.) Так появилась на свет замечательная колода Сфорца - Висконти, дошедшая до наших дней в полном виде.

 

По другой версии карты Таро привезли в Европу крестоносцы. Исследователи связывают историю Таро с трагической судьбой Ордена Тамплиеров.

Так или иначе, карты использовалось в Европе для игры (в «тарок») и для прорицания, а начиная с XVI века появляются первые известные трактаты, посвященные их мистическому значению.

Известно, что с Таро был знаком Нострадамус. (1503-1566) Предполагают, что изображения Таро выступили для него в роли энергетических моделей, «запустивших» механизм видения картин далекого будущего.

Для английского математика, географа, герметиста и астролога Джона Ди (1527-1609) Таро было механизмом, используемым для оккультных практик в его ясновидческих контактах с некими Ангелами, от которых он получал указания по созданию системы магии («Енохианская магия»).

Уильям Лилли, астролог и оккультист, обращался к символам Таро при создании своего фундаментального труда «Христианская астрология».

К 1594 году, когда парижские карточные мастера в Уставе своей гильдии уже именуют себя «таротьерами», Таро вполне обосновалось в Европе. Прежде всего, как развлечение для людей знатных и образованных.

 

Предметом же изучения Таро становится в эпоху Просвещения.

Граф Антуан Курт де Жебелен (1728-1784) , богослов, оккультист и масон, опубликовал (1781 г.) первое печатное исследование о Таро. Позже он выпустил еще одну работу «Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт».

Де Жебелен считал, что все мировые религии отражают единые истины, и стремился возродить универсальный древний язык, объясняющий принципы мифотворчества.

Учеником и продолжателем де Жебелена стал Жан Франсуа Алиетте (1738-1791), больше известный под своим масонским именем – перевертышем Эттейла. Спустя два года после выхода в свет знаменитого трактата де Жабелена, он опубликовал свой труд «Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро». Создав собственную колоду, и проявив предпринимательские способности в области прорицания, он нажил состояние.

Так, проходя через века, и минуя эпохи, Таро подошло к XIX столетию, принесшему с собой расцвет эзотерики, оккультизма и мистицизма. С Таро в этот период связывают прежде всего два имени: Это Папюс и Элифас Леви.

Альфонс Луи Констан, боле известный как Элифас Леви Захед, будучи служителем римской католической церкви, был увлечен изучением языка символов и мистическим иудаизмом. Поэтому, публикуя свой труд «Учение и ритуал высшей магии» был вынужден перевести свое имя на иврит. Обе части этой книги он разделил на 22 главы, каждая из которых соответствует определенному Аркану Таро. Мало интересуясь предсказательными возможностями Таро, Леви исследует связь Таро и Каббалы, устанавливая соответствия между Старшими Арканами и Сефирами Древа Жизни.

Подвергнув критике работу своих предшественников за внесенные ими изменения как в порядок следования Старших Арканов, так и в само их изображение, он возвращает Таро последовательность, носящую название «французской», и совпадающую с Марсельским Таро. Кроме того, сведя воедино каббалистические и нумерологические комментарии, создает свой вариант описания Таро.

Его последователь доктор Папюс (1865-1916) написал большое количество работ по Таро и выпустил колоду в редакции Элифаса Леви.

Освальд Вирт(1860-1948), швейцарский масон и оккультист, издал на ее основе свою колоду из 22 Старших арканов( которая и по сей день считается одной из самых сложных),и написал ряд монографий.

Известен еще один ученик Леви – Жан Батист Питуа (1811-1877), известный также под именем Поль Кристиан. Его перу принадлежит «Книга Гермеса», целый ряд произведений в области герметизма ( а также само название карт: arcanus – значит «тайный»).

Так называемая «английская» система Таро родилась в недрах Герметического Ордена Золотой Зари. Этот орден был основан в 1888 году в Британии Уильямом Вудманом , Уином Уэскоттом и Самюэлем Матерсом (Мозерсом)(1845-1918). Все они были членами розенкрейцерского оккультного общества «Societas rosicruciana», и объединив Каббалу, средневековый мистицизм и магию Древнего Египта, создали последовательную оккультную систему воззрений. Тому пример прорицательский толковый словарь, составленный Мозерсом, и послужившим источником для самых авторитетных авторов по Таро в ХХ столетии.

Артур Эдвард Уэйт (1857-1942) возглавил свою собственную эзотерическую группу «Святой Орден Золотой Зари». Выдающийся приверженец христианского мистицизма, он изучал идеи масонов и розенкрейцеров, алхимию и Каббалу. Он выдвинул идею о том, что не только Старшие Арканы описывают мистический Путь Души, но и каждая из четырех мастей Младших Арканов говорит об обретении духовных ценностей.

В 1878 году совместно с художницей Памеллой Коулман-Смит(1878-1942), он создал уникальную колоду, впервые иллюстрировав и Младшие Арканы. Благодаря издателю Уильяму Райдеру эта колода увидела свет.

Если Уэйт был последователем христианских традиций, то вступивший по его протекции в Орден Золотой Зари, Алистер Кроули (Эдвард Александр Кроули, 185-1947), был фигурой эксцентричной и одиозной. Полагая себя воплощением Элифаса Леви, он прославился пристрастием к наркотикам и скандальным поведением.

В сотрудничестве с талантливой художницей леди Фридой Харрис, он создал свою колоду, вобравшую в себя символы едва ли не всех известных учений прошлого. Она была издана только в 1971 году.

Представители русского оккультизма прошлого века Владимир Шмаков и другие члены академии ГОМ в своих трудах сделали серьезную попытку раскрыть философскую концепцию, лежащую в основе системы Таро. (В.Шмаков «Великие Арканы Таро»). Валентин Томберг (1900-1973) ,русский христианский мистик, герметист и философ оставил современным тарологам глубокую работу «Медитации на Таро».